Что делать если Вы купили новый телевизор и он у Вас почти сразу сломался?
Что Вы вправе делать? И что вправе делать магазин?
Пояснения владельцев техники надлежащего качества, отказывающихся от безвозмездного устранения недостатка за счет производителя и желающих заменить товар в магазине на новый.
Уважаемые покупатели, Вы вправе отказаться от проведения ремонта, однако это не всегда целесообразно, так как продавец, в некоторых случаях, также может отказать покупателю в обмене товара. Рассмотрим такие случаи.
Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) регулируются Законами РФ "О защите прав потребителей" (далее сокращенно "О ЗЗП"). Статья 18. закона "О ЗПП", определяющая последствия продажи товара ненадлежащего качества, утверждает:
"В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров требования потребителя, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта (обмен и возврат товара), подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товаров. Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 211-Ф3)."
Большинство товаров бытовой электроники не признаются технически сложными, однако они являются дорогостоящими! Так как, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 №7 "вопросом о том, является ли товаром дорогостоящим, решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела". В большинстве случаев вопрос обо отношении товара к дорогостоящим определяется соглашением сторон по договору. В соответствии со ст. 493 ГК РФ "договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату". Условия публичного договора розничной купли - продажи, размещенного в магазине, предусматривают, что товар стоимость более 1500 рублей стороны признают дорогостоящим. Покупая товар, оплачивая его и получая чек, Вы выразили свою свободную волю и согласие, в том числе с этим условием договора.
Теперь рассмотрим, какой недостаток считается существенным. Согласно понятиям, данным в преамбуле настоящего Закона: "существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоизмеримых затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или др. подобные недостатки (в ред. Федерального закона 17.12.1999 №212-Ф3)."
Таким образом, подытоживая все выше приведенные аргументы, можно утверждать, что в большинстве случаев аппарат считается дорогостоящим и не имеющим существенного недостатка, что освобождает продавца от обязанности безвозмездного требования покупателя о замене товара и оставляет лишь обязанность безвозмездного устранения недостатка в срок, не превышающий 45 дней с момента сдачи в ремонт.
Мячин М.А.